Платежный календарь, особенности составления

Сегодня, в условиях экономического кризиса, в период нестабильности и неопределенности практически все предприятия приходят к необходимости тщательного финансового планирования. Планирование позволяет увидеть реальную финансовую ситуацию на предприятии, спрогнозировать изменения, оценить платежеспособность, расставить приоритеты. Одним из инструментов финансового планирования является составление платежного календаря. Платежный календарь отражает данные о поступлении денег в организации, платежах фирмы, кредитах и является средством контроля и управления денежными потоками.

Платежный календарь составляется на квартал с разбивкой на месяцы и более короткие периоды. При его осуществлении необходимо следить за ходом производства и реализации, состоянием запасов, дебиторской задолженности в целях предупреждения невыполнения финансовых обязательств.

Главной особенностью правильно составленного платежа является его сбалансированность. Такой календарь помогает выявить финансовые ошибки, недостаток средств, понять причину такого положения, наметить и выполнить соответствующие мероприятия, и таким образом, избежать финансовых затруднений.

Календарь платежей составляется на основе следующих документов:

  • плана реализации продукции;
  • сметы затрат на производство;
  • плана капитальных вложений;
  • выписок по счетам предприятия и приложений к ним;
  • договоров;
  • внутренних приказов;
  • графика выплаты заработной платы;
  • счетов-фактуры;
  • а также установленных сроков платежей для финансовых обязательств.

Процесс составления платежного календаря можно разделить на 6 этапов:

1. Выбор периода планирования. Как правило, это – квартал или месяц; декада.

2. Планирование объема реализации продукции (работ, услуг) осуществляется с учетом объема производства в рассматриваемом периоде и изменений остатков за период планирования.

3. Расчет объема возможных денежных поступлений (доходов).

4. Оценка денежных расходов, ожидаемых в плановом периоде.

5. Определение денежного сальдо. Оно представляет собой разность между суммами поступлений и расходов за период планирования.

6. Подведение итогов показывает недостаток или излишки средств у предприятия.

Ожидаемое сальдо на конец периода сравнивается с минимальной суммой денежных средств на расчетном счете, которые являются страховым запасом. Превышение планируемых расходов над ожидаемыми поступлениями с учетом остатка средств на счетах означает недостаточность собственных возможностей для их покрытия и может являться признаком ухудшения финансового состояния.

В этом случае необходимо перенести часть не первоочередных расходов на следующий календарный период, ускорить по возможности отгрузку и реализации продукции, принять меры по изысканию дополнительных источников. Излишки говорят о стабильности и платежеспособности предприятия.

Таким образом, в отличие от других разновидностей финансовых планов, не существует раз и навсегда утвержденного варианта платежного календаря. Платежный календарь - это постоянно корректируемый прогноз поступлений и расходов на каждый день планового периода. Организации он помогает поддерживать ликвидность, а финансовым работникам – эффективно контролировать денежные потоки фирмы.