Кассовые разрывы и способы их устранения

Связующим звеном во всех хозяйственных операциях предприятия являются денежные средства. Они позволяют платить кредиторам, выплачивать заработную плату сотрудникам, закупать материалы. Однако, не редко возникают моменты недостаточного количества денег на предприятии, происходит несовпадение поступления денежных средств и их расходов, возникают кассовые разрывы. Только эффективное планирование и управление денежными потоками позволяет предотвратить это.

Причинами появления кассовых разрывов на предприятии являются либо неэффективность процедуры оперативного и среднесрочного планирования денежных потоков предприятия, либо непродуманные мероприятия по их устранению.

Во многих случаях прогнозирование кассовых разрывов происходит при ежемесячном планировании потоков поступлений и выплат денежных средств. Если данная процедура поставлена на предприятии достаточно хорошо, то финансовый директор заранее может проанализировать ситуацию и спокойно продумать все необходимые меры для их устранения.

Избежать кассовых разрывов компании нередко пытаются следующими способами:

Получение коммерческого кредита от поставщиков

Поставщики предоставляют отсрочку платежа за сырье и материалы, но делают они это чаще всего за счет заемных средств. Следовательно, предоставлять ресурсы своему клиенту за меньшую цену, чем получили их сами, поставщики не станут. Соответственно компании такой кредит обойдется недешево. Помимо этого, далеко не все поставщики соглашаются на длительную отсрочку, поэтому более чем на две недели рассчитывать не следует. При этом период рассмотрения заявки в крупном банке может доходить до двух месяцев.

Сокращение периода оборота дебиторской задолженности

Компания может стимулировать своих заказчиков досрочно возвращать долги, предоставляя дополнительные скидки в случае предоплаты. Но, во-первых, этот способ также недешев, во-вторых, не все клиенты готовы работать на условиях предоплаты из-за нехватки оборотных средств.

Реализация дебиторской задолженности компании-фактору

Факторинг становится все более популярным продуктом, но на поиск партнера и заключение договора на факторинговое обслуживание требуется определенное время, которым компания, столкнувшаяся с проблемой кассовых разрывов, как правило, не располагает.

Изъятие средств из оборота

Это крайняя мера. Очевидно, что подобные действия могут привести в лучшем случае к сокращению объемов производства и недополучению прибыли, а в худшем – к потере части клиентов и доли рынка.

Оформление микрозайма

Ввиду краткосрочности кассового разрыва иногда удобно взять микрозайм, средствами которого и закрывается кассовый разрыв. При этом следует учитывать дороговизну такого вида кредитования по сравнению с обычной кредитной линией для бизнеса.

Необходимо обратить внимание на основные мероприятия, которые может и должна осуществлять организация, чтобы избежать кассовых разрывов. Работа над их предотвращением может быть успешной только при тщательном планировании движения денежных средств, кредиторской и дебиторской задолженностей. Компании необходимо разработать и внедрить систему планирования кассовых разрывов и источников их покрытия. Обязательными элементами этой системы являются:

  • бюджет расходов и платежей,
  • бюджет доходов и поступления денежных средств,
  • заявки на платеж,
  • кассовый план,
  • платежный календарь,
  • критерии для очередности платежей.

Формирование предварительной версии платежного календаря осуществляется путем сведения в единую таблицу всех планов поступлений и предполагаемых расходов. Для этого они проходят контроль и согласование и в обязательном порядке ранжируются по приоритетам.

Кассовый план, как правило, составляется на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу. При четко функционирующей системе планирования движения денежных средств финансовый директор и руководство компании получают возможность оперативно принимать решения по поиску источников финансирования для покрытия кассовых разрывов. При этом необходимо выполнять процедуры финансового анализа, для того чтобы не потерять контроль над ситуацией, иначе организация из стабильной, но имеющей временные кассовые разрывы, превратится в убыточную компанию в состоянии фактического банкротства.

Важным элементом планирования движения денежных средств является процедура управления дебиторской задолженностью . Компании необходимо разработать соответствующий регламент управления дебиторской задолженностью, в котором обязательно должны быть указаны должностные лица, принимающие участие в данном процессе, а далее внедрить процедуру на предприятии. Как правило, эти обязанности в организации возлагаются на финансового директора или сотрудников вверенного ему департамента, менеджеров по работе с клиентами, бухгалтера участка «расчеты с покупателями и прочими дебиторами», юриста. Для эффективного выполнения перечисленными сотрудниками своих обязанностей по работе с дебиторской задолженностью целесообразно включить в систему мотивации соответствующие положения.

Управление дебиторской задолженностью включает в себя следующие обязательные процедуры:

  • учет расчетов с дебиторами;
  • анализ и ранжирование дебиторской задолженности (по дате возникновения, по сумме, по менеджерам, ответственным за работу с данным дебитором, и др.);
  • регулярную работу с текущей дебиторской задолженностью;
  • претензионную работу с просроченной дебиторской задолженностью;
  • процедуру взыскания просроченной дебиторской задолженности через суд.

Целесообразно установить в компании лимит на дебиторскую задолженность, при превышении которого прекращается отгрузка товаров дебитору. Непосредственное влияние на движение денежных средств оказывает также организация процесса контроля товарных запасов.

Но даже если в организации разработаны и четко функционируют системы управленческого учета, бюджетирования и планирования движения денежных средств, это не означает, что наличных денег всегда будет достаточное количество. Каждая организация стремится развиваться и расти, однако значительный рост только за счет собственных оборотных средств невозможен. И здесь стоит говорить не о проблеме кассового разрыва, а об осознанном поиске дополнительных источников финансирования, необходимых, в том числе, и для покрытия кассовых разрывов, вызванных развитием и ростом бизнеса.

Российским компаниям в настоящее время доступны несколько способов финансирования. Их можно разделить на три группы:

  • финансирование за счет собственных средств,
  • долговое финансирование,
  • долевое финансирование.

Собственные средства организации - это, прежде всего, чистая прибыль, которую собственники решили направить не на выплату дивидендов, а на развитие бизнеса. Иногда в целях покрытия кассовых разрывов учредители оказывают безвозмездную финансовую помощь. Также к внутренним способам финансирования можно отнести продажу непрофильных активов.

Эффективная работа предприятия возможна только при эффективной системе управления. И проблема кассового разрыва также должна подлежать управлению. Четко отстроенная система планирования движения денежных средств и использование различных финансовых инструментов позволят разработать на предприятии сбалансированную финансовую стратегию, что, в свою очередь, будет способствовать стабильному и эффективному развитию бизнеса.